Узнай об акции!

Ознакомьтесь внимательно с условиями акции.

Подробнее

Регистрация участников

Регистрация завершена!

Подробнее

Проголосуй!

Голосование завершено!

Подробнее

Галерея участников

Познакомьтесь со всеми участниками акции.

Подробнее

Цели и задачи акции "Лучшая педагогическая династия"

Целью и задачами акции являются:

  • содействие возрождению, сохранению и развитию трудовых педагогических традиций в образовании Республики Татарстан
  • сохранение и преумножение лучших педагогических традиций
  • формирование позитивного общественного мнения о людях труда, в том числе среди молодежи
  • повышение престижа педагогической профессии
  • стимулирование и поощрение представителей педагогических трудовых династий

Остались вопросы?

Контакты

Династия Усенко - Орловых - Агеевых - Возженниковых

 

Моим родителям – с любовью и благодарностью

Есть в Башкортостане старинное село Килимово, которое ведёт свою историю ещё с 18 века. Уже на въезде в село виден белоснежный дворец, построенный потомками одного из сподвижников Петра I – А.И. Тевкелева. Вот в этом «дворце», в котором в советское время располагалась сельская школа, познакомились мои будущие родители: Усенко Леонид Акимович и Искандарова Багида Насибулловна. Папа - учитель математики и физики, мама – учительница русского языка и литературы.

Как мой отец – уроженец Одесской области - оказался в татарской деревне, в которой не проживало ни одного русского жителя?... Будучи на фронте, папа долго не знал о судьбе своей матери, оставшейся на оккупированной Украине, и лишь в конце 40-х годов нашёл её в числе эвакуированных в Башкирию (деревенька, в которой проживали переселенцы, находилась неподалёку от Килимово).

Встреча с мамой навсегда породнила папу с башкирской землёй. Мои родители работали в килимовской школе 13 лет. Затем их судьба уже была связана со школой посёлка Гафури, куда наша семья переехала в 1962 году. Более четырёх десятилетий мои родители по крупицам выстраивали свой собственный педагогический опыт сельских учителей.

Известно, что учитель – один из самых уважаемых людей на селе, но только сам учитель, жизнь которого у всех на виду, знает какими трудами и душевными силами это достигается. Как говорил поэт: «… и спрос с тебя строгий, и честь высока, и ноша твоя на миру нелегка». Мои родители стали авторитетными в посёлке людьми, потому что были самоотверженными и неутомимыми тружениками; обладали по тем временам фундаментальными знаниями и огромной любовью к учительству.

«Жизнь украшается двумя вещами: занятиями математикой и её преподаванием» - эти известные слова учёного С. Пуассона более чем подходят моему папе – он был бесконечно влюблен в «царицу наук» и старался передать любовь к математике своим ученикам. По словам выпускников, одним из важнейших его качеств было умение всё сложное преподносить доступно, увлекательно и интересно. Папа был строгим, требовательным, даже скрупулёзным, хотя и с большим чувством юмора.

В нём удивительно сплелись «физика» и «лирика». Недаром в его кабинете были написаны слова С. Ковалевской: «Нельзя быть математиком, не будучи немного и поэтом в душе». Папа хорошо знал и любил литературу. Часто читал наизусть поэму Э. Багрицкого «Дума про Опанаса». Будучи маленькой, я мало что в ней понимала, но незнакомые слова завораживали, и папа читал так интересно, что слушать хотелось бесконечно…

Любовь к литературе папа унаследовал от своих родителей. Именно в руках бабушки (папиной мамы) я впервые увидела «роман-газету», а его отец - основатель нашей династии Усенко Аким Федорович - до войны работал преподавателем русского и украинского языков в Путивльском педагогическом техникуме. Как и папа, в 1941 году дедушка ушел на фронт. В одном из боёв Битвы за Кавказ, в ходе операции под г. Орджоникидзе (ныне – Грозный), в августе 1942 года наш дедушка пропал без вести, разделив тем самым трагическую судьбу многих неизвестных павших солдат.

Очень любил папа и музыку. В нашей интернациональной семье особенно часто звучали мелодии, напоминающие папе о его малой родине. Папа, не будучи музыкантом, организовал в школе кружок украинской песни, о выступлениях которого долгое время с большой теплотой вспоминали его участники. Папины увлечения становились предметом подражания для подрастающего поколения. Он был фанатично предан шахматам; его часто можно было видеть на школьной спортплощадке (был волейболистом и, будучи уже в солидном возрасте, учил мальчишек, как правильно выполнять «солнце» на турнике).

Моя мама окончила два факультета пединститута (татарского языка и литературы и русского языка и литературы). По мнению многих, мама была человеком энциклопедических знаний. Каждый из односельчан знал, что любую книгу или редкий материал можно найти только у нашей мамы («У неё есть все!»). Мама собирала вырезки из газет, журналов («в работе всё пригодится!»), а наша большая домашняя библиотека была предметом особой гордости. Мы любили наводить порядок на книжных стеллажах, ведь «по пути» можно было перечитать интереснейшие книги из серии всемирной литературы или популярные в то время журналы: «Смена», «Юность», «Огонек», «Наука и жизнь», «Ровесник», «Советский экран»...

Мама долгие годы работала завучем, была активной общественницей - секретарем первичной парторганизации и председателем месткома. Не только учеников, родителей, но и всех односельчан привлекали её личные качества – она была человеком открытой души: очень доброй, щедрой, отзывчивой, совершенно бескорыстной. Мама заботилась не только о своих учениках и о нас (трёх дочерях), но и о своих племянницах (некоторые из них жили в нашей семье). Её авторитет среди родственников был настолько тоже высок, что четыре племянницы и их дети позднее вольются в нашу большую учительскую семью.

Огромную работоспособность, самодисциплину, любовь к математике унаследовала от папы моя старшая сестра. Орлова Светлана Леонидовна - Заслуженный учитель Республики Башкортостан, победитель конкурса лучших учителей РФ на получение денежного поощрения за высокие достижения в педагогической деятельности в рамках реализации нацпроекта «Образование»-2007»; обладатель медали «За трудовую доблесть», ордена Трудовой Славы ІІІ степени. Учителем истории, имеющим глубочайшие знания по своему предмету, был и её супруг - Орлов Александр Петрович. Образованный и грамотный человек с разносторонними интересами, он был душой педагогического коллектива школы, которым руководил более 30 лет.

Моя средняя сестра – Агеева Татьяна Леонидовна, как и мама, стала учителем-филологом. Свою педагогическую деятельность она начала с работы старшей пионервожатой школы, что совсем не удивительно, потому что с детства проявляла великолепные организаторские качества; была активной участницей художественной самодеятельности, комсомольских и туристических слетов, спортивных соревнований. Учителем музыки и истории был и её супруг – Агеев Владимир Васильевич, которого природа наградила и талантом художника. Оба супруга моих сестёр тоже выросли в учительских семьях.

С 1976 года наша педагогическая династия продолжается и в Татарстане - уже 41 год я работаю в Лениногорском музыкально-художественном педагогическом колледже преподавателем музыкально-теоретических дисциплин.

Я хочу верить, что нашу педагогическую династию, общий стаж которой 453 года, будет продолжать супруга моего сына (правнука основателя династии) – Возженникова Лилия Изгаровна. Её педагогический путь начался 8 лет назад: сначала в должности педагога-тренера в ДСШ в г. Азнакаево, затем - в должности воспитателя детского центра «Чиполлино» в г. Казани.

…Я перебираю старые семейные фотографии. Вот чёрно-белая довоенная фотография нашего дедушки в период работы в Путивле. Вот фотография родителей с коллективом учителей их родной школы – на ней они ещё совсем молоды, полные сил. А вот у школы под цветущими сиренями стоим и мы с сестрой. Мы ещё не знаем, что через годы решимся повторить нелёгкий выбор и трудный путь родителей.

Сегодня меня переполняет гордость, что и наша большая учительская семья внесла свой немалый вклад в воспитание огромной армии достойных граждан нашей страны.