Подведены итоги интернет-акции
«Лучшая педагогическая династия»

Победители республиканской интернет-акции «Лучшая педагогическая династия»:

Наибольшее количество голосов интернет-пользователей (575!) набрала Династия Зиннуровых (Лениногорск)


Победители в номинациях:

Номинация «Самая старейшая династия»

Династия Смирновой, стаж более 1000 лет (Казань, Приволжский район)
Династия Халимовых-Хабировых, стаж 700 лет (Мензелинск)
Династия Фатхутдиновых-Хайдаровых-Урматовых-Закировых, стаж более 700 лет (Рыбная Слобода)


Номинация «За лучшее представление своей династии»

Династия Нугмановых (Азнакаево-Муслюмово)


Номинация «За преемственность поколений»

Династия Архиповых (Нижнекамск)
Династия Шаеховых-Ахуновых-Сиразетдиновых-Шагиевых (Азнакаево)
Династия Гариповых-Мамаковых (Рыбнослободский район)


Номинация «За активность в Профсоюзе»

Династия Мустафиных-Асылмардановых-Карповых (Нурлат)


Номинация «Традиции педагогической династии»

Династия Васильевых-Каламбет (Нижнекамск)


Номинация «Гордость педагогической династии»

Династия Поникаровых (Казань, КНИТУ)


Номинация «За верность профессии»

Династия Усенко-Орловых-Агеевых-Возженниковых (Лениногорск, музыкально-художественный педагогический колледж)


Номинация «Сердце, отданное детям»

Династия Танасевых (Кукмор)
Династия Фахрутдиновых-Сайфутдиновых (Буинск)


Номинация «Выдающиеся выпускники и ученики педагогической династии»

Династия Шамгуновых-Лукиных-Башкировых (Казань, Вахитовский район)


Номинация «За лучшее эссе»

Династия Хасановых (Камское Устье)
Династия Заитовых (Агрыз)


Специальный приз:

Династия Галиевых (Арский район)
Династия Михеевых-Валеевых-Гайнутдиновых (Набережные Челны -Балтасинский район)

Остались вопросы?

Контакты

Династия Шамгуновых-Лукиных-Башкировых

Династия длинною в два века

На преподавателя можно выучиться, а педагогом надо родиться. Нечасто счастливо сочетается и то и другое. Если такое случилось – значит появился УЧИТЕЛЬ. Науку развивают гениальные учёные, литература расцветает под пером великих писателей. Но если понятия «рядовой писатель» или «рядовой поэт» могут вызвать сомнения, то «рядовой учитель» …

Школа живёт рядовым учителем. Нередко учителя воспитываются в педагогических династиях. По зову крови и сердца они выбирают путь дедов и отцов.

Думается, к таким династиям относится почти 200 летняя история учителей Шамгуновых – Лукиных – Башкировых. И если общее образование они получали в разного рода учебных заведениях (духовных училищах, институтах, университетах) по разным специальностям, то образование педагогическое день за днём воспринимали в своём доме с самого рождения: учительские навыки, учительскую независимость, честность и принципиальность, учительскую страсть.

У каждой эпохи - свой образ учителя, и каждое поколение должно чутко уловить стремление времени, внести в образ учителя что-то своё, сделать его богаче.

В 1830 году постановлением Симбирского Губернского правления утверждён в должности имама Шамгун – хазрат Валиш. При мечети открыта медресе, где он и обучал детей грамоте. Дело его продолжил сын Мухаметситдык (Ситдык – хазрат), который в родном селе Кубань – Озеро построил медресе и учил детей окрестных сёл. Будучи ахуном Мелекесского посада, он помог получить образование сироте Латыфу Залялетдинову, будущему первому доктору татарской филологии, профессору (Латыф Заляй), впоследствии ставшему его зятем. В те времена, закончившие церковно-приходскую школу или медресе, считались достаточно образованными людьми. Но время не стоит на месте. И Ситдык – хазрат, понимая, что жить в центре России и не знать русского языка нельзя, отдал своих детей учиться в частную русскую школу.

В годы жуткого голода в Поволжье с благословления отца его сыновья Бурхан и Риза Шамгуновы собирали детей татар по соседним селениям и устраивали в детские дома. В то время надо было спасать тех, кого предстояло просвещать. Бурхан Ситдыкович стал директором детского дома и обучал детей в школе. В этом же детском доме работал воспитателем и Риза Ситдыкович (Садыкович по документам). В 1919 году в стране издаётся «Декрет о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Нужны образованные учителя. И вот Риза Садыкович поступил в только что открытый Самарский татаро-башкирский педтехникум, который успешно закончил и остался там преподавать. В стенах техникума он познакомился с будущей супругой Нисой (Миннисой). Поженившись, молодые люди отправились сначала учительствовать в Оренбургскую область, а потом в школу села Елхово в Татарстане. Как и все учителя того времени, были они носителями культуры для жителей, уважаемыми людьми. Занимались просветительской работой: организовали народный театр, музыкальный кружок, выпускали сельскую газету.

Трагедия страны конца 30-ых годов не обошла стороной эту семью. В 1937 году Ситдика – бабая в возрасте 82 лет арестовали и приговорили к расстрелу. Поплатился и его сын Риза, которого сняли с должности директора Елховской неполной средней школы и исключили из КГУ, где он учился на физмате. В общем, ему повезло, не арестовали и не лишили возможности заниматься любимым делом.

А в эти же годы в Казани, среди руководящих работников Татарстана известен Шахвали (Шагивали) Галеевич Башкиров. Он был наркомом юстиции, генеральным прокурором, а с 1934 года исполнял обязанности наркома образования. В 1937 году он был арестован вместе с выдающимися деятелями татарского народа (всего около 100 человек) и расстрелян. Он немало вложил сил в строительство типовых школ, издание учебных пособий, подготовку учителей. Его жена Разия Усмановна тоже была арестована, находилась 9 лет в ссылке в Казахстане. После возвращения преподавала математику в школе № 28 Казани. Их сын Шамиль, в 10 лет оставшись без родителей на попечении бабушки и дедушки, вопреки обстоятельствам и благодаря своим способностям и упорству, окончил физический факультет КГУ, преподавал в педагогическом институте Йошкар-Олы, а потом до конца жизни в Казанском университете, стал профессором, академиком РТ. Его жена Чачка Гайфулловна практически всю жизнь проработала преподавателем русского языка и литературы в Казанском медицинском училище.

Пока эти две династии не соединились, но обе разделили общую судьбу страны.

Жизнь не стоит на месте. Конец 50-тых – 60-тые годы… «Оттепель», театральные премьеры, новые имена в поэзии. И вот в это время «вирус» родительской любви к профессии подхватила Ляля (Лилия) Шамгунова (в будущем – Лукиных). Конечно же, по велению времени она пошла на филологический факультет КГУ. И хотя ей пришлось много поколесить по стране с мужем-военным, она в любом военном городке старалась найти возможность работать по специальности. Иногда приходилось ездить и в соседний город, работать в вечерней школе. Но разве могло быть иначе? Ведь училась, чтобы учить. Кто-нибудь слышал такое: пришли 25 бывших учеников, которым лет за 50, и попросили свою бывшую, а сейчас 82 летнюю учительницу провести для них урок литературы в стенах родной школы? Этот урок по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» прошёл 2016 году в Казанской гимназии №102. Любовь к литературе, заложенная учителем словесности, остаётся на всю жизнь.

Имена и опыт предков по профессии не ложатся тяжестью на плечи, а дают внутреннюю поддержку и уверенность. И поэтому не было страшно заходить первый раз в первый класс и представительнице следующего поколения учителей Лукиных (Башкировой) Наталье Вячеславовне, учителю начальных классов, как и бабушка Ниса. Разница в том, что пришло время учителя начальных классов с высшим специальным образованием, которое в 70-тые годы нельзя было получить в Казани. Выбран Ленинградский педагогический институт, там преподают лучшие педагоги, авторы учебников, по которым и сейчас учится начальная школа страны. А ещё там музеи, театры, одно слово – культурная столица. Ведь современный учитель начальной школы должен быть разносторонним и эрудированным человеком. Сорок лет проведено с малышами, и работа с детьми до сих пор доставляет удовольствие.

Пять поколений учителей помогали постигать ученикам основы наук. Но по каким законам происходит это постижение? Как протекает мышление? Что такое внимание? На эти вопросы лучше других ответит педагог- психолог – самая молодая представительница теперь уже двух династий Башкирова Дина Булатовна, которая, как и мама, работает в гимназии № 96 Казани. Педагогическая деятельность её, как и предков, не укладывается только в школьные рамки. Дина является одним из идейных вдохновителей и организаторов международного фестиваля этнической музыки и фольклора «Крутушка», который за 8 лет своего развития получил признание и поддержку на республиканском, а теперь и федеральном уровнях. Символично, что среди задач фестиваля – взаимодействие поколений на основе этнокультурных традиций. Что ж, наверное, приобщать современных детей к основам этнической культуры, учить знать и понимать свои корни сегодня не менее важно, чем когда-то обучать их грамоте.

Так что просветительские идеи Шамгуновых – Лукиных – Башкировых живут и по сей день. А как иначе может быть в семье, где почти за 200 лет учительствования, в общей сложности насчитывается более 300 лет педагогического стажа?

 

Документы и фотографии из семейного архива династии Шамгуновых-Лукиных-Башкировых